Программа Юный эрудит

 

Дополнительное образование в МДОУ

 

АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 20

 

УТВЕРЖДЕНО:

Протокол заседания

педагогического совета

№ 3 от 10.04.2009г

председатель педагогического

совета, заведующая

МДОУ «Детский сад № 20»

_________________/Быкова О.А./

 

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЮНЫЙ ЭРУДИТ”

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»

 

 

АВТОРЫ — СОСТАВИТЕЛИ:

Миронова В.И. - старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МДОУ ДЕТСКИЙ САД 20

 

г. Балахна.

2009 г.

 

Пояснительная записка

 

Блоки Дьенеша - уникальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах “Детство”, “Развитие”, “Радуга”, “Истоки” и др.

Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, кодирование и декодирование, а также логические операции “не”, “и”, “или”. Боле того, используя логические блоки Дьенеша, можно закладывать в сознании детей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Также с их помощью, можно развивать и конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематические изображения знакомых ему с детства предметов и игрушек – зайчика, мишки, человечка, машинки, ракеты и др.

 

Основная цель :

 

Научить дошкольников решать логические задачи, уметь выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам, с учетом наличия или отсутствия каждого.

Основные задачи программы:

 

1.      Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2.      Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3.      Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4.      Развивать пространственные представления.

5.      Развивать знания, умения, навыки , необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6.      Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

7.      Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8.      Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию, конструированию

9.      Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Прогнозируемый результат: наличие у старших дошкольников умения рассуждать, отстаивать свое мнение; способности логично и обстоятельно выдвигать свои идеи; становление интересной, грамотной личности.

 

Планируемый срок обучения – 1 год, для детей старшего дошкольного возраста (с 5-ти лет). Наполняемость групп – 7-10 человек

Место проведения занятий – методический кабинет

Время проведения – один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью - 20 -25 мин.

 

Важно заниматься с детьми в системе и на основе личностно - ориентриванной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Программа расчитана на детей с высоким, выше среднего уровнями интеллектуального развития.

 

Учебно – тематический план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

Занятие 1. “Волшебные ступеньки”.

Задачи: учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел:гладкие и шершавые. Количественный и порядковый счет, счет на слух. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков. Кодирование блоков и раскодирование – описание фигур с помощью кодов. Закреплять понятия “тяжелый – легкий”. Развивать мелкую моторику рук.

Занятие 2. “В гостях у друзей”.

Задачи: закреплять понятие соотношения количества предметов с цифрой, обозначающей это количество; количественный и порядковый счет; учить составлять изображения предметов с помощью блоков, закодированных образно-ассоциативным кодами; формирование понятий “легкий – тяжелый” путем экспериментального наблюдения.

Занятие 3. “Домики”.

Задачи: закреплять с детьми ориентировку в пространстве, геометрическое понятие “линия”- прямая, кривая, ломаная;

продолжать развивать умение читать кодовое обозначение блоков; формировать понятие деления множества на подмножества.

Занятие 4. “Сказка о геометрических фигурах”.

Задачи: закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру; учить называть, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам; формировать представление о количественном составе числа (числа 3), упражнять в счете; развивать конструктивные способности, пространственное воображение, логическое мышление, внимание; развивать речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

Занятие 1. “С двумя обручами”.

Задачи: формировать понятии об отрицании некоторого свойства с помощью частицы “НЕ”, классификация по двум свойствам.

Занятие 2. “Лабиринт”.

Задачи: учить детей “читать”, описывать и находить по описанию геометрические фигуры с помощью знаков, используя знаки отрицания; делить множества геометрических фигур по признакам на подмножества.

Занятие 3. “В волшебном лесу”.

Задачи: учить детей “читать” и описывать геометрические фигуры с помощью знаков; формировать представления о символическом изображении вещей.

Занятие 4.Математика в сказках”.

Задачи: учить детей выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, находить место натурального числа в числовом ряду; развивать умение логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделять признаки предметов.

 

 

 

 

 

 

ноябрь

Занятие 1. “Путешествие по волшебной стране”.

Задачи:

на развитие познавательных способностей (упражнять в узнавании геометрических фигур по логическим блокам Дьенеша, в группировке их по размеру, форме, цвету, толщине; предметов по силуэту; закреплять знания о числах и цифрах в пределах 5; развитие комбинаторных способностей);

на развитие связной речи ( учить делать простейшие выводы, логические умозаключения, отстаивать свое мнение; активизировать словарный запас за счет пословиц, поговорок, стихов;

воспитательные задачи: (формировать доброе отношение друг к другу; развивать умение слушать и слышать вопрос).

Занятие 2. “Прямоугольник и квадрат”.

Задачи: сформировать представление о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознать эти фигуры; развивать умение наблюдать и сравнивать.

Занятие 3. “Космическое путешествие”.

Задачи: закреплять счет в пределах 10 (прямой и обратный, состав числа 10, соседние числа); решать арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие, пользуясь арифметическими знаками; продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трем свойствам (цвет, размер, форма), сравнивать, обобщать; закреплять умение обозначать пространственные отношения на листе (условными знаками), времени на схемах; развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Занятие 4. “Космическое путешествие “ (продолжение).

Задачи: поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи; продолжать развивать умение слышать друг друга, помогать товарищам.

декабрь

Занятие 1. “Математическая тропинка”.

Задачи: развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам; закреплять знания детей о днях недели; упражнять в выполнении арифметических действий, в распознавании букв; воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку, желание помочь другу.

Занятие 2. “Сюрприз”.

Задачи: закреплять счет в пределах 10; формировать представления о смежных числах; развивать умение классифицировать, решать логические и арифметические задачи; обучать записывать выражение схематично.

Занятие 3. Пособие “Чудесные кольца”.

Задачи: развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность; закреплять знания детей о признаках геометрических фигур.

Занятие 4. Пособие “Чудесные кольца” (продолжение).

Задачи: развивать мыслительные операции, умственные способности, сообразительность; закреплять знания детей о признаках геометрических фигур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

Занятие 1. “Веселые приключения”.

Задачи: развивать логическое мышление; умение различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету и толщине; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; развивать мелкую моторику рук.

Занятие 2. “Времена года”(осень).

Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь.

Занятие 3. “Времена года”(зима).

Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

февраль

Занятие 1. “Времена года”(весна).

Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь.

Занятие 2.“Времена года”(лето).

Задачи: развитие логического мышления, умения классифицировать и обобщать; закрепить знание о цвете, форме, размере; упражнять в счете; закреплять представление о сезонных изменениях в природе; развивать внимание, память воображение, речь.

Занятие 3. “Мы всезнайки”.

Задачи: развивать творческое воображение, логику, мышление; упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве, пользуясь планом; закреплять счет в пределах 10; закреплять знания детей о свойствах геометрических фигур; умение обобщать, классифицировать.

Занятие 4. “Гуси-лебеди”.

Задачи: закреплять счет в пределах 10, счет пятерками, десятками; группировать предметы по форме, цвету, размеру; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; поощрять стремление выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи; развивать монологовую речь;воспитывать умение слушать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду.

 

 

 

 

 

март

Занятие 1. “Гуси-лебеди” (продолжение).

Задачи: закреплять счет в пределах 10, счет пятерками, десятками; группировать предметы по форме, цвету, размеру; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; поощрять стремление выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи; развивать монологовую речь;воспитывать умение слушать друг друга, желание прийти на помощь попавшему в беду. Занятие 2. “Снежная королева”.

Задачи: закреплять навыки вычислительной деятельности; учить правильно писать цифры и знаки; продолжить знакомить с алгоритмами при выполнении практических действий; учить выделять общую часть множества; активизировать речь детей.

Занятие 3.“Снежная королева” (продолжение).

Задачи: развивать конструкционные способности, пространственное воображение в игре на плоскостное моделирование.

Занятие 4. “Прогулка в сказочный лес”.

Задачи: закреплять счет в пределах 10; развивать умение устанавливать логические связи; развивать способность к анализированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

Занятие 1. “Прогулка в сказочный лес” (продолжение).

Задачи: закреплять счет в пределах 10; развивать умение устанавливать логические связи; развивать способность к анализированию.

Занятие . “Неделька”.

Задачи: закреплять знание геометрических фигур; учить ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательности. Развивать память, внимание, мышление.

Занятие 3. “Цветок”.

Задачи: формировать операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания.

Занятие 4. “Ромашка”.

Задачи: закреплять представление об операциях классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания.

Занятие 4.”Гусеница”

Задачи: закреплять представление об операциях классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

май

Занятие 1 .”Гусеница” (продолжение).

Задачи: закреплять представление об операциях классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них; развитие логического мышления и внимания.

Занятие 2. Головоломка “Треугольник”.

Задачи: развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представление целого и части; развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.

Занятие 3. “Рассели жильцов”.

Задачи: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам; упражнять в счете, развивать ориентировку в пространстве; развивать внимание и логическое мышление.

Занятие 4. Итоговые занятия.

Задачи: подведение итогов за учебный год.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения