Содержание работы ОП

 

 

 

Образовательная программа МБДОУ

   

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

 

Физическое развитие

 

 

 


физическая культура                  здоровье

 

 

Образовательная область  «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей, формирование основ культуры здоровья

Задачи:

1.     Содействовать охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни

2.     Совершенствовать функциональные возможности детского организма, осуществлять профилактику нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата

3.     Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.

4.     Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить их с доступными способами его укрепления

5.     Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, формировать осознанное отношение к культурно-гигиеническим нормам и правилам.

Укреплять психическое здоровье детей, не допускать перенапряжения нервной системы и переутомления

 

Образовательная область «Физическая культура»:

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, обеспечивание гармоничное физическое развитие.

Задачи:

1.     Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья, содействовать овладению основными движениями

2.     Способствовать развитию двигательных качеств, двигательных способностей

3.     Создавать условия для развития двигательного творчества, формировать у детей культуру движений

4.     Формировать осознанное отношение к двигательной деятельности, интерес и потребность в физическом совершенствовании

5.     Способствовать развитию таких качеств личности, как разумная смелость, решительность, уверенность в собственных силах с помощью подбора упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей, терпение и выносливость при преодолении трудностей физического характера, бережливость к спортивному оборудованию

6.     Создавать условия для проявления положительных эмоций

 

 

Система закаливающих мероприятий

 

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода), занятия в бассейне при непосредственном соблюдении следующих условий:

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка
  • Постепенность в увеличении силы и длительности воздействия закаливающего мероприятия
  • Систематичность закаливания: закаливание проводится круглый год, но виды и методика меняются в зависимости от сезона и погоды
  • Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.

 

Содержание

Возрастные группы

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

1. Воздушные процедуры

В холодное время года допускаются колебания температуры в присутствии детей

Воздушно-температурный режим

От +220 до +190

От +210 до +190

От +200 до +180

От +200 до +180

От +200 до +180

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды

  • Одностороннее проветривание 

(в присутствии детей)

В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.).

Допускается снижение температура на 1-2 градуса.

  • Сквозное проветривание (в отсутствии детей)

В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.).

Допускается снижение температура на 2-3 градуса.

  • Проветривание утром перед приходом детей

К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной

  • Проветривание перед возвращением детей с прогулки

+ 210

+ 210

+ 200

+ 200

+ 200

  • Проветривание во время дневного сна

В теплое время года проводится в течении всего дневного сна

  • Утренний прием детей на улице

До - 150

До - 150

До - 180

До - 180

До - 180

  • Утренняя гимнастика

В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в зале,

 

  • Физкультурные занятия

+ 180

+ 180

+ 180

+ 180

+ 180

  • Воздушные ванны

В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220

 

  • Прогулка

Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям

До - 150

До - 150

До - 150

До - 200

До - 200

  • Хождение босиком

Ежедневно. В теплое время года на улице при температуре от + 200

В холодное время года в групповых помещениях при соблюдении нормативной температуры.

  • Дневной сон

+ 180

+ 180

+ 180

+ 180

+ 180

  • Физические упражнения на улице

ежедневно

2. Водные процедуры

 

  • Гигиенические процедуры

Умывание рук до локтя водой комнатной температуры

Обширное умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

  • Полоскание рта

Полоскание рта подсоленной водой комнатной температуры

  • Обливание ног

+33-+23С

 

+33-+21С

 

+32-+18С

 

+32-+18С

 

+32-+16С

 

  • Занятия в бассейне

 

 

 

 

 

 

2 раза в неделю

 

 

 

 

 

 

 

Температура воздуха в бассейне +240С  - +280С

Температура воды  в бассейне +290С -+330С

  • Принятия душа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До и после посещения бассейна 2 раза в неделю

 

 

 

 

 

Температура воздуха в душевой +250С

Температура воздуха в раздевальне + 250

3. Специальные закаливающие воздействия

 

 

 

 

 

  • Дыхательная гимнастика

дыхательная гимнастика

дыхательная гимнастика

дыхательная гимнастика

дыхательная гимнастика

дыхательная гимнастика

  • Игровой самомассаж и массаж стоп

Массаж стоп

Массаж стоп

Массаж стоп, игровой самомассаж

Массаж стоп, игровой самомассаж

Массаж стоп, игровой самомассаж

 

 

           ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 20»

 

п/п

 

   Формы работы

1-я мл.

   гр.

2-я мл.

   гр.

средн.

   гр.

старш.

   гр.

подг.

  гр.

 

1.

 

 

 

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

 

 

Утренняя гимнас

тика (ежедневно)

 

4-5мин

 

 

5-6мин

 

 

6-8мин

 

 

8-10 мин

 

 

10-12 мин

 

 

1.2.

 

Гимнастика после сна (ежедневно)

3-4 мин

 

5 мин

 

10 мин

 

15 мин

 

15 мин

 

1.3.

 

 

П/и и физ.упр-я на

прогулке (ежедневно)

 

 

20мин

 

 

30мин

 

 

40мин

 

 

45мин

 

 

до 1 час

 

1.4.

 

Спортивные игры

 

 

 

   

 

  

  

     +   

   

        +

      

1.5.

 

Упражнения на тренажерах

 

 

 

  

 

   

     +

 

        +

 

1.6.

 

 

Индивидуальная

работа по разв-ю

движений (ежедневно)

  +

 

 

  +

 

 

 

 +

 

 

      +

 

 

 

        +

 

 

 

1.7.

 

 

Прогулки-экскур-сии(1-2 р. в нед.)

 

  

 -

 

 

цел.прогул

ки длитель

ностью 20

мин

до 1,5 час

(1,5 км в

один конец)

до 2 час

(1,5-2 км в

один конец)

 

до 2-2,5ч

(1,5-2 км в один конец)

 

2.

 

 

Организованная образовательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

 

 

 

 

Фронтальные и подгрупповые физкультурные занятия

 

10 мин

(2р. в

нед.)

 

15мин

(2р.в

нед.)

 

20 мин

(3р. в

нед.)

 

25 мин

(3 р. в неделю)

 

30 мин (3 р. в нед.)

 

2.2.

Индивидуальные занятия

 

 

 

 

     +

      +

2.3

Занятия по плаванию

 

 

 

 

 

30 мин (2 р. В нед)

3.

 

 

 

Самостоятельная

двигательная дея

тельность.

 

 

+

 

 

  

+

 

 

 

    +

 

 

    

    +

 

 

 

     +

 

 

4.

Активный отдых

 

 

 

 

 

 

4.1.

 

 

Физкультурные

досуги

 

    -

 

 

20-30

мин

 

20-30

мин

 

30-45

мин

 

45-50 мин

 

 

4.2.

 

 

Физкультурные

Праздники

 

   -

 

  

  -

 

 

до 60

мин

 

до 1,5 час

 

 

до 1,5 час

 

 

4.3.

 

 

 

 

Участие в районных спортивных сорев

нованиях

 

   

      -

 

 

 

  

        -

 

 

 

 

   -

 

 

 

Соревнования «Спортландия», мини-футбо «Мини-звездочки»

 

Соревнования «Спортландия», мини-футбо «Мини-звездочки»

    

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

Совместная физ-

культурно-оздоро

вительная работа

ДОУ и семьи

 

   

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1.

 

Участие родителей

в физкультурно-

оздоровительных

мероприятиях

ДОУ

 

    +

     +

    +

     +

    +

 

 

 

Познавательно-речевое развитие

 


 

   

   Познание               Коммуникация            Чтение художественной

                                                                                          литературы       

 

 

Образовательная область «Познание»

Цель:

Задачи:

1.     Расширять представления детей о предметном содержании окружающего рукотворно мира: сенсорных признаках и свойствах, целевом назначении и функции предметов.

2.     Обогащать сознание детей содержанием, способствующим накоплению представлений о большом мире: мире человека, рукотворном мире, мире природы, развивать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3.     Развивать экологическое сознание на принципах равноценности всего живого, активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы.

4.     Способствовать формированию элементарных математических представлений: представлений о количестве и числе, о геометрической форме и т.д. – на основе познания окружающего мира.

5.     Развивать временные и пространственные ориентировки.

6.     Содействовать освоению детьми операции измерения и пересчета как способов выражения количества через число.

7.     Формировать начала логического мышления: совершенствовать умения классифицировать и строить возрастающие ряды по степени выраженности признака, использовать обобщающие понятия, продолжать упорядоченные ряды, находить закономерность построения ряда.

8.     Развивать поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, экспериментальные, преобразующие действия.

9.     Способствовать развитию самостоятельного экспериментирования с конструкторами, бумагой, природным материалом, модулями с целью использования детьми обнаруженных свойств объектов в конструировании.

10. Формировать у детей обобщенные знания, умения, способы конструктивной деятельности, содействовать переносу и использованию сложившихся способов деятельности для решения новых конструктивных задач, побуждать к поиску новых способов решения проблемных ситуаций.

11. Развивать  в процессе конструирования образное мышление, воображение, творчество.

12. Воспитывать положительное отношение к конструированию, продуктам собственной деятельности.

 

 

Организация работы по познавательному развитию дошкольников

 

 

Условия для познавательного развития детей 

Формы и методы работы

Дидактический материал

Уголок «Знайки»

Чтение познавательной литературы, рассматривание макетов, работа с коллекциями (составление, рассматривание, анализ, сравнение, классификация), просмотр компьютерных презентаций

- познавательная литература: энциклопедии

- наглядный материал:

- коллекции объектов нерукотворного мира: глина, песок, камни, природный материал, - и рукотворного мира: бумага, ткань, предметы из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, стекло и т.д.);

- макеты природных зон,

-тематическая подборка наглядных материалов, фотографий, иллюстраций, картинок

- тематические выставки об изменении и развитии объектов ( «От дерева до книжки», «Как рубашка в поле родилась», «От глины до фарфора»),

- медиатека

Лаборатория «Почемучка»

Опыты, эксперименты, оформление альбомов опытнической деятельности

- материалы для ознакомления с их свойствами

- оборудование для экспериментов (воронки, тазики, емкости и пр.)

- приборы ( магниты, лупа, весы, часы, микроскоп и т.д.),

- картотека с описанием опытов

Уголок природы

Наблюдения,  опыты, труд, оформление альбомов наблюдений за объектами природы

растения, животные в соответствие с возрастными рекомендациями, оборудование для труда в природе

Уголок моделирования

«Чтение», составление, рисование моделей, алгоритмов, действие в соответствие с ними

модели (обозначающие свойства, качества, особенности материалов, объектов рукотворного и нерукотворного мира, живой и неживой природы), протоколы опытов, алгоритмы познавательной и преобразовательной деятельности, изобразительные средства

Уголок конструирования и преобразования «Мастерилки»

Создание построек, конструкций, изготовление поделок, макетов, тем.альбомов, стенных газет

Строительные наборы, конструкторы, природный, бросовый материал, различные виды материалов( ткань, бумага и пр.), клей, изобразительный материалы, глина, тесто, пластилин, нитки, тесьма и пр., схемы, чертежи, модели, рисунки, фотографии детских работ

Игротека

Игровые упражнения, задания

- дидактический материал по ФЭМП,

- дидактические игры по экологическому развитию,

- материал на развитие логического мышления: головоломки, лабиринты, путаницы, карточки- вопросы с условными символами («Что лишнее?», «Чего не хватает?»)

 

 

Образовательная область «Коммуникация»

Цель: содействовать овладению детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия  с окружающими людьми

Задачи:

1.     Способствовать развитию у детей свободного общения со взрослыми и детьми: поощрять желание ребенка высказать свою точку зрения, приветствовать готовность ее отстаивать, учить детей слушать друг друга.

2.     Развивать все компоненты устной речи детей:

2.1.лексическую сторону речи: расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире, активизировать его в самостоятельных высказываниях, расширять запас антонимов, синонимов, учить пользоваться обобщениями, познакомить с многозначными словами и омонимами, работать над лексическим значением слов;

2.2.грамматический строй речи: упражнять в  согласовании слов в роде, числе, падеже,  в употреблении несклоняемых существительных, познакомить с различными способами словообразования, упражнять в составлении и использовании сложных конструкций предложений и т.д.;

2.3.воспитывать звуковую культуру речи: упражнять в произношении всех звуков русского языка, работать над формированием речевого слуха, упражнять в звуковом и слоговом анализе слов, совершенствовать просодическую сторону речи;

2.4.развивать связную речь: диалогическую и монологическую, упражнять в построении монологов-повествований, монологов-описаний, комбинированных связных текстов, сочетающих повествовательные. описательные монологи, включение в них диалогов.

3. Готовить детей к освоению письменных форм речи: чтению и письму

  

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в восприятии и чтении художественной литературы

Задачи:

1.     Формировать у детей интерес к художественной литературе, потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.

2.     Развивать эстетическое восприятие художественных произведений, обращать внимание на изобразительно-выразительные средства: образные слова и выражения, эпитеты и сравнения, помогать ребенку почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

3.     Формировать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизации произведений.

 

Социально-личностное развитие

  безопасность             социализация            труд

 

Образовательная область «Безопасность»:

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

Задачи:

1.     Формировать представления об опасных для человека ситуациях в окружающем мире людей и природы, приобщать к правилам безопасного поведения с незнакомыми людьми, по отношению к объектам природы

2.     Формировать представления об опасных для жизни и здоровья предметах, окружающих детей в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими

3.     Способствовать передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

4.     Формировать представления о правилах пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем

 

 

Образовательная область «Социализация»

                          

Цель: способствовать освоению дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включению детей в систему социальных отношений.

Задачи:

1.     Раскрывать перед детьми спектр мотивов человеческой деятельности: помощи другим, познания, созидания, целенаправленно знакомить детей с различной трудовой деятельностью людей (профессии, бытовой труд, мир увлечений) с целью развития и обогащения игровой деятельности, формировать различные способы решения игровых задач: игровые, ролевые действия, - в соответствие с возрастом.

2.     Способствовать развитию у детей самооценки, образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, таких свойств личности, как уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность.

3.     Приобщать к общепринятым нормам поведения, формировать положительные взаимоотношения с окружающими, умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций, развивать отзывчивое отношение к сверстникам, испытывающим эмоциональное неблагополучие, учить приемам, способствующим восстановлению эмоционального равновесия у сверстников.

4.     Формировать у ребенка любовь к своей семье, к малой и большой родине, приобщение к культурным ценностям России и других стран.

5.     Способствовать приобщению детей к отечественным –нравственным традициям, освоению традиции готовиться и отмечать православные календарные праздники

 

Организация деятельности по социально-личностному развитию детей детей

Условия для духовно-нравственного воспитания детей

Формы организации

Взаимодействие с семьей

Взаимодействие с социумом

Групповые мини-музеи социально-эмоционального развития

 

Групповой мини-музей «Прошлое и настоящее Балахны»

 

Групповые уголки сюжетных игр.

 

Групповые библиотеки

 

Уголки уединения в группах.

 

Повышение квалификации педагогов

Беседы на темы социально-эмоционального, патриотического и православного воспитания.

 

Социокультурные праздники и развлечения (праздник семьи «Давайте знакомиться», праздник детского сада, развлечения «День рождения», детско-родительские праздники-сюрпризы и т.д.)

 

Праздники патриотического содержания («Вы откуда? Мы из Балахны!»), «Россия, Россия, края дорогие»), КВН «Прошлое и настоящее Балахны», «День защитников Отечества», «День Победы» и т.д.)

 

Православные календарные праздники

 

Фольклорные праздники и развлечения

 

Факультатив «Духовные истоки»

 

Экскурсии

 

Выставки детских рисунков, совместных работ с родителями

 

Вернисаж «Путешествие в прошлое»

 

Фотовыставки

 

Чтение художественной литературы

 

Просмотр фильмов, компьютерных презентаций.

 

Составление детских рассказов и рассуждений на темы: о семье, о городе, о себе, о своих друзьях.

Консультации, беседы с родителями о значимости духовно-нравственного-нравственного воспитания в семье.

 

День открытых дверей в режиме on-line  в группах раннего возраста с целью повышения компетентности родителей по вопросам адаптации и социализации детей

 

Тренинги педагога-психолога, направленные на успешную адаптацию и социализацию детей

 

Мини-библиотека для родителей.

 

Анкетирование родителей.

 

 

Совместные праздники, развлечения, досуги.

 

Совместные экскурсии.

 

Мероприятия для детей, родителей в рамках факультатива «Духовные истоки» с целью повышения компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного развития детей.

Взаимодействие с городским краеведческим музеем, историко-патриотическим клубом «Глобус».

 

Взаимодействие с ГУ «Центр социальной помощи семье и детям «Гармония»

 

Взаимодействие с МУК «Централизованная библиотечная система»

 

Взаимодействие с приходом церкви Сретения Господня

 

МОУ СОШ № 11,

МОУ СОШ № 14.

 

Участие в районных методических объединениях.

 

МОУ СОШ № 11,

МОУ СОШ № 14.

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Труд»

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

1.     Формирование предпосылок трудовой деятельности: общественных мотивов труда, компонентов трудовой деятельности, трудовых действий.

2.     Воспитание положительного отношения к труду взрослых: уважение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.

3.     Воспитание личности ребенка в труде, таких качеств как ответственность, трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь.

 

 

Художественно-эстетическое развитие

   

художественное творчество                      музыка

 

 

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

1.     Знакомить детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, обращать внимание на средства выразительности, используемые художниками, на характерные особенности изделий народного декоративно-прикладного искусства.

2.     Развивать продуктивную деятельность детей, побуждать к передаче в рисовании,  лепке, аппликации, в художественном труде образов  окружающей действительности, побуждать  ребенка повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, вызывать желание придумывать, фантазировать, экспериментировать.

3.     Способствовать овладению детьми основных формообразующих движений, некоторых нетрадиционных техник по работе с художественным материалом, формировать обобщенные способы изображения, подводить к отображению характерных и индивидуальных признаков объектов.

4.     Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности: природе, искусству, красивому интерьеру, предметам быта.

 

Образовательная область «Музыка»

Цель: развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

1.     Формировать целостное восприятие при ознакомлении детей с произведениями народной и классической музыки.

2.     Обучать детей способам исполнения певческой, музыкально-ритмической деятельности, игры на музыкальных инструментах

3.     Развивать дифференцированные музыкально-сенсорные способности: звуковысотный, динамический, тембровый слух, чувство ритма

4.     Развивать песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество, способствовать развитию познавательных процессов и личностных новообразований, обеспечивающие успешность овладения ребенком музыкальной деятельностью.

  

 

Дата последнего обновления страницы 05.04.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения